Формирование личности человека - огромная проблема и для конкретных наук и для философских.
Личность человека не возникает сама по себе - это идеалы культуры, как они пережиты и осмыслены человеком. Идеалы раскрываются в текстах культуры: от архитектуры до идеологии, осмысливаются, а затем результат "проверяется" на практике: насколько это соответствует реальных общественным и личностным отношениям вокруг. из этого сравнения и формируется мровоззрение человека и модель его поведения. Из реализации моделей поведения людьми и выстраивается конкретный социальный процесс.
Поскольку общественная организация выстраивается как устойчивая система институтов, рассчитанная на определенные модели поведения (например, форма воинского долга или поведения в трудовом коллективе), управляющие службы стремятся поддерживать одни модели поведения и подавлять другие. поддержание и подавление идут "изнутри" - через формирование личности и через воздействие на ее поведение (например, убеждение, манипуляция) и "извне" - через санкции, поощряющие или наказывающие. Причем, основная тяжесть поддержания порядка ложиться на первый род воздействия. Этому служат "идеология", система воспитания и образования, "тексты", - съориентированные на воспроизводство определенного типа поведения - который и позволяет реализовываться социальной организации.
СМИ в современном, городском индустриальном и массовом обществе здесь играют основную роль - к ним приковано основное внимание населения, и здесь огромные возможности по манипуляции (самый дешевый способ обработки). Через создание классов эстетических продуктов здесь возможно тиражирование определенного "раскрытия" идеалов культуры и полное изъятие других (они просто исчезают из информационного пространства) - причем, поскольку СМИ либо прямо подконтрольны влиятельным силам, либо просто ориентируются на "массовый спрос" (как шоубизнес), они в любом случае воспроизводят такое раскрытие скоординировано и в рамках одной системы и воздействует комплексно: фильмы, новости, реклама и т.п.
СМИ способствуют нерефлексивному восприятию своей информации - через постоянное повторение, через "реальное время" и полное подчинение внимания реципиента заранее заданным ходу и содержанию сообщения. На это накладывается и наростающая массовизация сознания (во многом спровоцированная СМИ) - фрагментарного, эмоционального и бессвязного. В этих условиях манипуляция становится основным и единственных способом оформления личности в значительных масштабах (редко встречающиеся отклонения - не в счет, т.к. они не превышают опасных пределов, а кроме того не скоординированы между собой - т.е. не представляют угрозы социальным службам безопасности).
Это дополняется на Западе, а в скором времени и у нас специфической системой образования - "школой двух коридоров" (см. соотв. работы, например, С.Г. Кара-Мурзы), которая формирует два типа личности: собственно массовую и "массовую-специальную", т.е. специалиста высокой квалификации, но в узкой сфере, за пределами которой он так же манипулируем, как и его менее квалифицированный собрат.
Это вместе и задает тот специфически-западный тип "тупого человека", который служит неисчерпаемой темой для шуток. И это таки было бы смешно, если бы у нас не наростали схожие процессы - разрушение отечественной системы образования, идеологической службы, подрыв культуры и внедрение "западных технологий" (ПР), проводимые в рамках продолжающегося добивания страны, создают и у нас все предпосылки для формирования того же массового общества, что и на западе, но с учетом его "периферийной специфики"...
Имеет смысл обсудить: как возможно в городских индустриальных (постиндустриальных - но нам это не светит) условиях таки сформировать целостную самостоятельную личность - что для этого нужно в социальном, информационном, культурном и политическом планах?
Следует также иметь ввиду тот факт. что в СССР во многом (но не во всем) эта проблема решалась, так тчо за основу и отправную точку можно брать этот опыт.